Наши публикации

«Мошенница» и «лжец»: Элвин Грей и Гузель Уразова сцепились из-за песни

издание: БИЗНЕС Online
дата публикации: 08.10.2018
автор: Юлия Майорова

В РАО заявили, что заслуженная артистка Татарстана ввела их в заблуждение, а права на трек «Красивая и хороший» принадлежат Грею
Очередной скандал с участием Элвина Грея всколыхнул сонный мир татарстанской эстрады. Заслуженный артист Башкортостана обвинил свою коллегу Гузель Уразову в присвоении авторских прав на песню «Красивая и хороший». И хотя авторские отчисления за песню мизерные, медийный конфликт может оказаться весьма кстати в преддверии большого сольника башкирского исполнителя в «Татнефть Арене», билеты на который пока распродаются не слишком хорошо.
«СЛУХИ О МОЕЙ... ЯВНО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ. Я ЖИВ, ЗДОРОВ, ЧЕГО И ВАМ ЖЕЛАЮ»
Скандал вокруг авторских прав между Элвином Греем (настоящее имя — Радик Юльякшин —прим. ред.) и Гузель Уразовой разгорелся 6 октября, когда популярный исполнитель на аккаунте в «Инстаграме» elvin_grey_music опубликовал обличительный пост в адрес артистки (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены — прим. ред.). «Каким-то странным образом через местное отделение РАО (российское авторское общество — прим. ред.) Гузель Хакимова (Уразова) в тандеме с переводчиком стихов Сафиной присвоили права на песню «Красивая, хороший», которую мы сотворили с Бабеком Мамедрзаевым для вас, ребята», — говорится в обращении. Текст сопровождается стикером с надписью «Позор мошенникам». Грей пишет, что в свое время лишь попросил Уразову спеть с ним дуэтный вариант трека, а Эльвиру Сафину перевести песню на татарский язык — теперь же они присвоили на него исключительные права.
«Данные действия можно рассматривать как признаки преступления, и квалифицируются они главой 21 УК РФ. Преступления против собственности ст. 159 — мошенничество, то есть хищение чужого имущества, или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (в данном случае нашим доверием и доверием РАО Татарстана). Надеюсь, что РАО примет справедливое решение в самом ближайшем будущем», — пишет Юльякшин в «Инстаграме». Он добавляет, что на его родине (видимо, в Башкортостане) у него уже возникали аналогичные проблемы с авторскими правами «со скандально известным автором Гульнарой Рашитовой и местным РАО» и что «независимая судебная экспертиза» подтвердила его правоту.
«К сожалению, реальность такова, что вокруг много не добросовестных личностей и приходится защищаться и отстаивать свою правоту в судебных инстанциях. Больно это и грустно…. Хочу сказать, подведя итог этому... Коллегии, вы что творите-то? Слухи о моей ...... явно преувеличены. Я жив, здоров чего и вам желаю . Я то перешагну через это, и пойду дальше. А вам с этим жить всю жизнь», — патетично заключает Грей свое послание.
«Я НЕ ВЫДЕРЖАЛА, ИЗВИНИ. ТЫ ТАКОЙ ЛЖЕЦ»
Заслуженная артистка Татарстана Уразова не осталась в долгу и в тот же день в «Инстаграме» ответила Юльякшину видеообращением, записанным на татарском языке. Исполнительница в красивом открытом платье и в макияже, казалось, только что выпорхнула со сцены с огромными букетами цветов в руках. Записывая видео где-то в гримерке, она с трудом сдерживала слезы, телефон чудом не впадал из рук, а цветы явно мешали.
«Радик Юльякшин назвал меня преступницей — что это за подлость? Сколько можно жить, обманывая людей? Я до этого молчала, потому что считала Радика своим другом. Когда еще не было Элвина Грея, а Радика Юльякшина практически никто не знал, мы вывели его на свою сцену, пригласили на свой концерт», — говорит Уразова на видео.
Ее версия выглядит довольно запутанной и противоречивой. По мнению певицы, у песни «Красивая, хороший» четыре автора. Бабек Мамедрзаев и Сафина — это авторы слов, а Юльякшин и Уразова — авторы музыки. При этом о существовании русской версии слов она якобы узнала уже после того, как появилась татарская. «Я отдала ему с его продюсером свою песню „Любовь — она такая“, спустя еще несколько месяцев Радик предложил мне спеть дуэтом. Тогда он предложил мне песню, у которой была только аранжировка, а слов не было. Я пришла в студию и в течение пяти часов ночью одна записывала ее! Я вложила в эту песню всю свою душу. У песни был припев, но я об этом не знала. Потом я его прослушала, там были слова на русском языке. Радик объяснил мне, что автор слов — парень по имени Бабек, они получили у него права на его исполнение. В подробности вдаваться я не стала. У песни не было слов, был только напев „на-на“, „на-на“. Как я могла три года петь чужую песню, и только сейчас Радик вдруг вспоминает, что я ее своровала? Это бесстыдство, вы перешли все грани», — в слезах обращается к Грею Уразова. «Я не выдержала, извини. Ты такой лжец. Но сегодня я расскажу все! После исполнения этой песни в СМИ начали появляться заказные статьи в том ключе, что я у Радика на подпевках», — перечисляет обиды Уразова.
Артистка также напомнила, что Юльякшин со своим продюсером в последний момент отменили их совместный концерт в Уфе, когда все билеты уже были проданы. «Все афиши, плакаты, баннеры, которые мы выполнили на свои средства, — все это осталось, и до сих пор лежит у нас дома. Вы просто красиво нас кинули», — обращается она к Радику. «Меня, которая вложила в создание этой песни всю душу, и Эльвиру, которая написала слова, называет мошенниками! Бесстыжий ты, Радик! Я уверена, что это спланированная вашей командой акция. В данной ситуации ты оказался лжецом. Оценку твоей подлости даст только Всевышний. А я тебе желаю крепкого здоровья. Будь счастлив!» — резюмирует певица.
«ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ КОПАТЬСЯ В ГРЯЗНОМ БЕЛЬЕ, ПЕРЕХОДИТЬ НА ЛИЧНОСТИ, ДАВАЙТЕ ПО ФАКТУ»
Жанр видеобаттла был поддержан Греем. На том же ресурсе elvin_grey_music исполнитель опубликовал свой ответ Уразовой. И если выступление Уразовой было похоже на гневную отповедь, то Юльякшин выступил в амплуа мрачного прагматика. Певец говорил в таинственном полумраке, на фоне звукозаписывающего оборудования.
«Уважаемая Гузель, видел ваш видеоответ на мой пост и хочу сказать, что слезы, эмоции тут ни при чем, давайте это оставим за кадром. Давайте не будем копаться в грязном белье, переходить на личности, давайте по факту. В 2014 году Бабек Мамедрзаев написал песню «Я встретил тебя» (на этих словах Радик включил фрагмент аудиозаписи — прим. ред.), а в 2016 году мы с Бабеком переделали мелодию, и я изготовил аранжировку. А далее мы пригласили вас спеть дуэтом. И недавно мы узнаем, что песня зарегистрирована на имя Гузель Уразовой», — заявил Юльякшин, покачиваясь на стуле. Он также объяснил, почему вопрос с правами на песню всплыл только сейчас. «Мы зарегистрировали лейбл «Элвин Грей». И когда наши юристы начали заниматься документами, мы обнаружили что песня «Красивая, хороший» нам не принадлежит. Оказывается, 7 ноября 2016 года песня «Красивая, хороший» зарегистрирована на имя Гузель Хакимовой (Уразовой) и Эльвиры Сафиной. А о нас не сказано ни слова», — удивился Радик.
Он утверждает, что юристы его лейбла были весьма удивлены, каким образом и, главное, для чего Уразова и Сафина зарегистрировали песню на себя. «Гузель, мы же не запрещали исполнять эту песню сольно. Вопрос в следующем: зачем вы зарегистрировали на себя песню, которая вам не принадлежит?» — в очередной раз вопрошал Грей.
РАЗБОРКИ ВОКРУГ ПРАВ НА ТРЕК «КРАСИВАЯ И ХОРОШИЙ» МОГУТ ЗАКОНЧИТЬСЯ МИЛЛИОННЫМИ ИСКАМИ
Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось связаться с директором Юльякшина Андреем Бажурой. Он конкретизировал суть претензий Юльякшина, в соответствии с его словами, единственный полноценный владелец песни — Бабек Мамердзаев. На уточняющий вопрос нашего корреспондента Бажура ответил так: «Песня принадлежала Бабеку, он ее передал лейблу „Элвин Грей“ по договору за материальную плату, далее мне вам прокомментировать нечего». Директор Юльякшина также подтвердил, что договор на право собственности песни у него есть, но ознакомить «БИЗНЕС Online» с ним он не может, поскольку сейчас очень занят. Но если будет необходимо, они предоставят его в суде.
Юльякшин с Бажурой готовы подать в суд на Уразову и обвинить ее в незаконном исполнении песни на ее концертах. При этом, по словам директора Элвина Грея, сама песня была куплена за 50 тыс. рублей. «По нашему сведению, Уразова в ноябре 2016 зарегистрировала песню в РАО на себя и два года получала авторские отчисления, — добавил Бажура. — В каком объеме, нам не интересно. Дело не в отчислениях, а в присвоении чужой интеллектуальной собственности. Элвин Грей в суде докажет, кто является автором. Все доказательства имеются. Дальнейшие действия будут производить юристы. Если выяснится, что Уразова получала деньги с РАО, то здесь 159 УК РФ. Если в суде будет подтверждено авторство Радика, то Уразовой грозит до 5 миллионов штрафа за каждое незаконное исполнение. А исполняла она эту песню более 500 раз за два года».
По просьбе нашего издания скандал с участием звезд татарской эстрады прокомментировал и продюсер Уразовой Ильдар Хакимов, настаивающий на том, что у песни четыре автора. «Мы вначале договорились, что это [создание песни] выгодно обоим, и им и нам, мы на этом сошлись, она [Уразова] написала мелодию, он [Юльякшин] написал аранжировку, мы квиты. Поют в раздельности нормально, за продвижение этой песни мы тоже платили пополам», — заметил в разговоре с нашим корреспондентом Хакимов. Из сложившейся ситуации супруги поняли одно: Юльякшин хочет присвоить все права на песню.
При этом, словам Хакимова, Уразова предоставила Юльякшину документ, свидетельствующий о том, что она передает права на исполнение этой песни как автор музыки. «Как автор музыки она не против использования ее произведения на концертах, она подписала этот документ, она отдала Радику. Радик должен был по нашей договоренности передать право на использование аранжировки, так они его и не подписали», — добавил продюсер певицы.
В беседе с нашим изданием Уразова также заверила, что авторские права на песню она не продавала, и, по ее мнению, авторскими правами на песню должны обладать все четыре соавтора. При этом певица заявила, что в 2016 году права на песню в РАО зарегистрировала Сафина, а сама Уразова якобы зарегистрировала свои права в РАО в 2018 году. «Почему они нам не хотят звонить, а голословно пытаются обвинить в чем-то? — вопрошает Уразова. — Я сегодня звонила в РАО в Москву, хотела узнать причину. Узнала: Юльякшин обвинил меня, что в 2016 году я просто присвоила себе эту песню. На самом деле эту регистрацию произвела автор слов — Эльвира Сафина, которая, наверное, тоже имела право это делать, я не знаю. До 2018 года ни о какой регистрации этой песни мне даже в голову не приходило. Я эту песню регистрировала в 2018 году, недавно, там было четыре автора: Радик Юльякшин и я — автор музыки, а также авторы слов — Бабек Мамедрзаев (припев) и Эльвира Сафина (три куплета)».
Собеседница «БИЗНЕС Online» отмечает, что обвинения Юльякшина в получении выплат голословны. «Он утверждает, что в 2016 году я у него отобрала песню, оказывается, я еще выплаты какие-то получала, это голословное обвинение! С его стороны более чем некрасиво назвать меня мошенницей, вором. Конечно, он должен отвечать за свои слова. Я даже не знаю, как люди авторское вознаграждение получают. Никогда ни копейки денег ниоткуда не видела, не получала, как он может такое говорить, голословить? Это должны быть какие-то выплаты, он должен какие-то доказательства приложить, что я там что-то получала где-то. Наглая ложь!» — заявила певица.
По словам Уразовой, Юльякшин преследует цель пропиариться. «Это не первый случай и, скорее всего, не последний. Каждый раз перед такими большими концертами такие громкие заявления… Конечно, пахнет тут желтой прессой… Ну раз уж по-другому человек не может, наверное, это их конек. Я не осуждаю, потому что какие-либо ситуации создаются, всегда существует метод — просто поговорить, договориться, понять. Я же не цепляюсь за эту песню, мне она зачем нужна? Она просто написана вместе, мы вместе творили, вместе договаривались», — рассуждает Уразова. — В РАО говорят: „У вас же здесь четыре автора, в чем дело?“ И теперь они сами даже не могут понять, на кого, сколько, чего. Радик Юльякшин заявил, что это только его песня, и он таким образом хочет у всех отобрать права и чтобы она принадлежала, как он говорит, их лейблу или ему, я не знаю».
А НЕ ПИАР ЛИ ЭТО?
Хайрутдинов считает, что Грей и Уразова вполне могли бы решить вопрос тихо между собой. «Но Элвин Грей — он не просто один исполнитель, у него работает целая команда, будь здоров на ухо шепчут, что и как делать. Скорее всего, это все они. У них скоро концерт в декабре. Насколько я узнал, ситуация там не ахти — билеты продают неважно, нужен какой-то пиар», — предполагает Хайрутдинов. Действительно, 1 декабря Юльякшин намерен собрать 8-тысячную «Татнефть Арену». Стоимость билетов — от 500 до 1,5 тыс. рублей. По данным билетного сервиса, на момент публикации данного материала было доступно около 5 тыс. билетов.
У Уразовой таких проблем со зрителями не наблюдается, правда, и площадка поскромнее. На ее ближайшем концерте 1 ноября в УНИКСе она выступит с супругом Хакимовым. Цена билетов тоже от 500 до 1,5 тыс рублей в зависимости от места. При этом, по данным сервиса Kassir.ru, большинство билетов уже раскуплено: свободно только 120 мест, в основном на галерке и по бокам. Общая вместимость зала 1090 человек.
Примечательно, что в «Инстаграме» видеообращения к Уразовой идут стык в стык с роликом, анонсирующим его концерты в Казани и Уфе. Грей обещает «много сюрпризов, мурашки по коже». Сам он предстает в ролике то в виде героя фильма «Звездные воины», то в кадетском мундире, то в образе героя-любовника с розой в зубах и помадой на щеках.
Для Грея собрать под завязку «Татнефть Арену» принципиально. Гонка за большими залами стала своего рода фишкой исполнителя. В прошлом году он хвастался, что собрал 8-тысячную «Уфа Арену» и заявлял, что теперь нацелен на 35-тысячный «Олимпийский» в Москве.
КАКИМИ СКАНДАЛАМИ ИЗВЕСТЕН ЭЛВИН ГРЕЙ
Юльякшин и раньше умел снимать сливки со скандальных историй. В одну из них он попал еще на заре своего вхождения на татарскую эстраду — 27-летний певец оказался в центре скандалапосле визита в Кукмор. Певец внезапно потребовал наказать директора ДК, который якобы провел без билетов местных «VIP-персон в малиновых пиджаках из 90-х» и «уполовинил» его гонорар. К истории подключилась местная прокуратура, директор учреждения обвинил в пьяном «дебоше» окружение артиста, а сам слег под капельницу.
Самым известным медиапротивником Юльякшина стал Салават Фатхетдинов. Противостояние поколений, надолго превратившее двух артистов в антиподов татарской эстрады, началось еще в 2016 году на рядовой пресс-конференции, посвященной музыкальному фестивалю «Татар моңы». Председателем жюри фестиваля уже не первый год является Салават, и на встрече с прессой артист сделал ряд неожиданно громких заявлений, в том числе довольно смело прошелся по другому музыкальному фестивалю — «Үзгәреш җиле», после чего досталось и Элвину Грею. «Времена изменились — нашим бабушкам сегодня не нужен татарский моң, им нужен Элвин Грей! Я в шоке от сегодняшних бабушек», — заявил Фатхетдинов. Позднее он дал крайне нелицеприятную оценку самому Элвину Грею. «По-татарски так петь, как это делает Радик Юльякшин, нельзя. Но и осуждать его не могу. Но я бы его не учил... В то же время если его раскручивают, значит, он кому-то нужен. Есть люди, которые ни разу не были в театре, попали впервые на концерт — им нравится такое пение. Но, я думаю, что от него ничего не зависит. Одели — вывели на сцену...» — высказался Салават и подтвердил, что отказался участвовать в фестивале «Татар жыры – 2016» по одной причине: главным хедлайнером мероприятия был выбран именно Элвин Грей.
Юльякшин отвечал короткими контратаками в соцсетях. «Постоянный сарказм в мой адрес с Вашей стороны считаю недостойным для столь уважаемого человека. Моими учителями, к сожалению, были всего лишь местные „черниковские пацаны“. Я и понятия не имею, как правильно петь татарские и башкирские песни, я всего лишь аранжировщик и композитор. Я пою так, как чувствует моя душа, как мне подсказывает мое сердце», — писал он на своей странице в соцсети «ВКонтакте».
Конфликт продолжился заочными пикировками и вызовами артистов на соревнования — на чьи концерты придет больше зрителей в Казани и Уфе. Впрочем, это противостояние вполне вписывалось в духе шоу-бизнеса и шло на пользу обоим, привлекая внимание к татарской эстраде.
Впрочем, в этом году конфликт поколений пошел на убыль — на церемонии вручения премии татарского музыкального телеканала TMTV артисты выступили на одной сцене, причем открывал концерт Элвин Грей, а закрывал — Салават.
Случай с Уразовой не первый, когда Элвин Грей появляется в скандале с нарушением авторских прав. В марте этого года менеджмент героя татаро-башкирских девичьих грез заявил нашему изданию о том, что усматривает у создателей клипа Светланы Лободы «Парень» элементы плагиата. Якобы режиссер видео украинской поп-дивы, собравшего через несколько месяцев после выхода 15 млн просмотров, подсмотрел идею ужина вампира и его возлюбленной в клипе Грея «Уфтанма» (500 тыс. просмотров — прим. ред.) и воплотил ее у себя. К слову, оператор «Парня» Иван Гудков снимал сериал «Оттепель», фильмы «Плюс один», «Питер FM». «Мы, с одной стороны, польщены, с другой — шокированы, — рассказывал „БИЗНЕС Online“ концертный директор Элвина Грея Бажура. — Мы выпустили свой клип „Уфтанма“ перед новогодней ночью, 31 декабря. У Лободы он вышел 25 января. Мы думали, как снять модное видео на известную татарскую тему, и вся идея была наша. А потом поклонники находят [информацию], что у Лободы, певицы российского уровня, через месяц выходит практически такой же клип. Мы были в шоке».
«ЕСЛИ РАДИК ДОКАЖЕТ, ЧТО ОН ЯВЛЯЛСЯ СОАВТОРОМ, ОН СМОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ДОЛЮ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ УРАЗОВОЙ»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить перспективы противостояния двух звезд татарской эстрады.
Григорий Бусарев — авторское агентство «Артпатент»:
— Пока что можно сказать, что история здесь весьма запутанная. Распустить ее можно, если познакомится в самими произведениями в данном случае и с исходным вариантом песни «Я встретил тебя», то есть понять, в каком виде была написана музыка и какой текст был изначально, и кто был автором музыки и кто — текста. Дальше цепочка уже выстраивается просто и по понятному правилу. Производные и переработанные варианты произведений (как музыки, так текста) сами по себе могут быть объектом авторских прав. Но есть одно но. Использовать такое производное произведение вы можете только при наличии согласия автора исходника, да еще на основании договора в письменной форме.
Иными словами, творить вы можете сколько угодно и даже с чужими произведениями. Для себя и для души. Но публично исполнять, переводить, записывать и тиражировать вы можете только на основании договора с автором первоначального произведения, будь то музыка или текст.
Поэтому данный клубок споров надо распутывать от начала. и здесь, по всей видимости, есть повод для судебных исков.
Юлия Майорова — руководитель гражданского департамента ООО «Юнэкс»:
— По общему правилу соавторство предполагает, что распоряжение исключительным правом производится совместно. РАО не проверяет, охраняется ли регистрируемый объект авторским правом. Автор гарантирует при подписании заявления, что он «является единственным обладателем права интеллектуальной собственности на данное произведение и что при создании произведения не были нарушены права других лиц».
Критикуя регистрацию объектов авторского права в РАО, многие цивилисты (юристы, специализирующиеся на гражданском праве, — прим. ред.) указывают: «Такая регистрация законом не предусмотрена. Кроме того, это, по-видимому, выходит за пределы компетенции РАО, но тем не менее довольно широко применяется. Такая регистрация подтверждает лишь тот факт, что определенный объект в момент регистрации существует в объективной форме. Ни авторства заявителя, ни его первенства (приоритета) в создании данного объекта такая регистрация не подтверждает». Если Радик докажет, что он являлся соавтором, то он сможет претендовать как на ту долю вознаграждения, которая уже была получена Уразовой, так и на будущий период.
 


Создание сайта "Еатек" (2001-2018)